Подсудность в гражданском процессе схема которого

Подсудность в гражданском процессе схема которого
Подсудность в гражданском процессе схема которого
Подсудность в гражданском процессе схема которого
Подсудность в гражданском процессе схема которого

ТЕМА 5. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ, РАССМАТРИВАЕМЫХ В ПОРЯДКЕ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

5.1. Понятие и виды судебной подведомственности

Институт подведомственности в гражданском процессе предназначен для разграничения компетенции государственных органов, правомочных разрешать юридические споры. Сам термин «подведомственность» происходит от глагола «ведать». Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению. Можно выделить несколько смысловых оттенков термина «подведомственность»:

1) межотраслевой правовой институт;

2) механизм распределения компетенции государственных органов;

3) основное условие обращения за разрешением дела в конкретный орган.

Правом на разрешение юридических дел обладают различные органы.

Прежде всего законом закрепляется преимущественная судебная подведомственность юридических дел. Это объясняется особым статусом судебной власти как одной из ветвей государственной власти, высоким уровнем квалификации судей, гарантиями справедливого и объективного разрешения споров. Статья 118 Конституции РФ закрепляет осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Основные органы судебной защиты гражданских прав закреплены в ч. 1 ст. 11 ГК РФ. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Третейский суд обладает определенными особенностями в судебной системе. Он может создаваться для разрешения одного конкретного дела (ad hoc) либо существовать на постоянной основе. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для передачи спора на рассмотрение третейского суда необходимо наличие заключенного между сторонами третейского соглашения. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Защита прав граждан в административном порядке, то есть органами исполнительной ветви государственной власти, возможна только в случаях предусмотренных законодательством. Так Прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Целями деятельности прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Среди государственных органов, полномочных разрешать юридические дела особое место занимает уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах федерации. В соответствии с ч. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд.

Граждане также вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека (Европейский суд по правам человека, Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств).

Среди видов судебной подведомственности выделяют исключительную, альтернативную, условную и смешанную.

Исключительная судебная подведомственность означает, что данное кок рентное юридическое дело может быть разрешено только судом и ни каким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким либо органом. Подавляющее большинство гражданских, семейных, жилищных, экологических и других дел характеризуются исключительной подведомственностью.

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда дело по закону может быть разрешено не только судом, но и иным органом, однако обязательность обращения в этот орган не закреплена. То есть альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав[35]. Отнесение дела к рассмотрению конкретного органа обычно предусматривается в договоре или ином документе. Стороны могут передать дело на рассмотрение третейскому суду.

Соглашение о размере алиментов или о разделе имущества подлежит заверению нотариуса и имеет силу исполнительного лица. Но стороны также могут обратиться в суд, что бы определить размеры материальных притязаний в судебном порядке.

Под условной подведомственностью, ее иногда еще называют императивной, понимается порядок рассмотрения дела, при котором обязательно досудебное обращение в какие-либо другие органы в определенной законом последовательности. Так трудовые споры подлежат предварительному рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам. Для многих административных дел закреплено обязательное досудебное обращение в вышестоящий, по отношению к принявшему решение, орган, или к должностному лицу. По многим категориям дел установлен обязательный предварительный претензионный порядок урегулирования споров.

Смешанная подведомственность объединяет в себе характеристики, свойственные нескольким другим видам подведомственности. Так, в соответствии с абз. 1 ст. 4 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Данный выбор свойственен также и альтернативной подведомственности, однако в отличие от альтернативной подведомственности, если гражданин все же обратился в административный орган, то для возникновения права на обращение в суд необходимы или отказ вышестоящего в порядке подчиненности органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или отсутствие ответа в течение месяца со дня подачи жалобы.

Таким образом, можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения, то есть содержание спора. Так ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения. Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

3. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина.

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в Конституционные суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

5.2. Круг дел, относимых к судебной подведомственности

Общий круг дел относимых к судебной подведомственности закреплен ч. 1 ст. 22 ГПК РФ. К категориям дел, рассматриваемым судами общей юрисдикции, относятся:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по требованиям, разрешаемым в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений;

4) дела особого производства;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Исковые дела составляют большинство дел, рассматриваемых в судах. Исковое производство это производство, направленное на разрешение споров между отдельными лицами по поводу субъективных прав и обязанностей. Однако круг исковых дел ограничивается определенными требованиями: одним из участников спорного правоотношения должен быть гражданин и законом, международным договором или соглашением между сторонами не был предусмотрен иной порядок разрешения споров (например: третейское соглашение).

В порядке приказного производства разрешаются дела, основанные на бесспорных доказательствах. Статья 122 ГПК РФ регламентирует круг требований, по которым выдается судебный приказ:

1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

2) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

3) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

4) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

5) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

6) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

7) заявлено органом внутренних дел требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

2) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, рассматриваемые в порядке особого производства, объединяет один общий признак – отсутствие спора о праве. Статья 262 ГПК РФ закрепляет 11 категорий дел особого производства, отнесенных к судебной подведомственности:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Следующая категория дел регламентирует возможность оспаривания гражданами решений третейских судов, а также обращения за принудительным исполнением. Решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом. (ч. 1, 2 ст. 418 ГПК РФ)

Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда (ч. 1 ст. 423 ГПК РФ).

Поскольку на территории Российской Федерации проживают и работают также и иностранные граждане, действует множество совместных фирм, многие отечественные организации имеют экономические связи с зарубежными фирмами, государство должно обеспечить защиту их прав и свобод. В этих целях ст. 398 ГПК РФ закрепляет право иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций и международных организаций обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Кроме, того решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Наибольшую сложность при определении подведомственности гражданских дел может вызвать разграничение компетенции суда общей юрисдикции и арбитражного суда. В целях обеспечения правильного и обоснованного определения подведомственности дела Пленумом Верховного Суда РФ совместно с Пленумом Высшего арбитражного суда РФ было принято Постановление от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», действующее и до сих пор. Согласно ч.3 указанного Постановления, гражданские дела подлежат рассмотрению в суде, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо в случае, когда гражданин имеет такой статус, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического лица.

Если заявление гражданина, с которым он обращается в суд, содержит в себе несколько требований, часть из которых подведомственна судам общей юрисдикции, а часть – арбитражному суду, и разделение исковых требований невозможно, то рассмотрение и разрешение дела происходит в суде общей юрисдикции. В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

5.3. Понятие и виды подсудности

При предъявлении искового заявления в суд необходимо учитывать не только подведомственность дела суду, но также и соблюдать правила о подсудности. В отличие от подведомственности подсудность определяет возможность рассмотрения спора в конкретном суде. Подсудность – это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции[36].

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Гражданские дела неподведомственны конституционным судам. Среди судов общей юрисдикции выделяются мировые судьи; районные суды; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (суды субъекта Федерации); Верховный суд Российской Федерации. В совокупности данные суды составляют четыре звена судебной системы.

Распределение компетенции между этими судами определяется территориальной и родовой подсудностью. Родовая подсудность закрепляет компетенцию каждого звена судебной системы в плане рассмотрения и разрешения гражданского дела по первой инстанции.

Мировые судьи являются самым молодым звеном в судебной системе. Закон о мировых судьях определяет порядок образования судебных участков, статус мировых судей. Компетенция мировых судей, закрепленная в Законе «О мировых судьях в Российской Федерации» практически без изменений была закреплена впоследствии в ГПК РФ. Статья 23 ГПК РФ определяет круг гражданских дел, подсудных мировому судье.

Традиционно к подсудности районного суда относится наибольшее количество гражданских дел. Поэтому конкретная подсудность районного суда определяется методом исключения. ГПК РФ закрепляет конкретный круг дел, относящихся к компетенции мировых судей, судов субъекта Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» закреплена компетенция военных судов. Все остальные дела рассматриваются в районном суде.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают и разрешают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, характеризующиеся повышенной значимостью. Статья 26 ГПК РФ включает в компетенцию судов субъектов Федерации:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

В ведении Верховного СудаРФ находятся дела, обладающие общегосударственным значением.

Согласно ч. 1 ст. 27 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

Территориальная подсудность определяет конкретный суд одного и того же звена судебной системы, в который обжалуется нарушение прав и свобод.

По общему правилу, заявление подается по месту жительства ответчика. Указание места жительства ответчика – физического лица или местонахождение ответчика – юридического лица является обязанностью истца. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Часть 2 ст. 54 ГК РФ регламентирует определение место нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Если судья установит ошибку в определении места жительства или места нахождения (для юридических лиц) ответчика он должен оставить заявление без движения до уточнения этих данных.

Однако из любого правила всегда имеются исключения. В некоторых случаях возможно применение иных правил определения подсудности.

Альтернативная подсудность означает право истца подавать заявление не только по месту жительства ответчика, но и в суд по иному месту по выбору истца. Случаи альтернативной подсудности закреплены в ст. 29 ГПК РФ:

1. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

3. Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства.

4. Иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным.

5. Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.

6. Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

7. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

8. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

9. Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

В случаях исключительной подсудности иск подается не по месту жительства ответчика, а строго по определенному в ст. 30 ГПК РФ месту. Так, иски, связанные с недвижимостью, рассматриваются по месту нахождения недвижимости. Аналогично определяется и место рассмотрения требований по освобождению имущества от ареста. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Процессуальный закон регламентирует порядок определения подсудности в случаях наличия нескольких связанных между собой дел (подсудность по связи дел). Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска. Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности (ст. 31 ГПК РФ).

Стороны могут договориться между собой об определении территориальной подсудности и изменить ее. Данное положение называется договорной подсудностью. Не допустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также правил исключительной подсудности.

5.4. Порядок разрешения вопросов о подсудности. Изменение подсудности

Вопрос о подсудности разрешается судьей при подаче искового заявления. В случае неподсудности дела данному суду судья возвращает исковое заявление заявителю. О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами. Возвращение искового заявления не препятствует обращению истца в суд по подсудности.

По общему правилу, исковое заявление, принятое судьей с соблюдением правил о подсудности, подлежит рассмотрению и разрешению по существу, даже если в последствии оно стало подсудным другому суду. В некоторых случаях ГПК РФ допускает передачу дела из одного суда в другой.

1. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд (ч. 3 ст. 23 ГПК РФ).

2. Территориальная подсудность изменяется, в случае если ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения.

3. Аналогично, для удобства рассмотрения дела, если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств, дело передается в суд по месту нахождения большинства доказательств.

4. В целях исправления ошибок возможных при принятии искового заявления, когда при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности – оно передается по подсудности.

5. Если после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными, передача дела в другой суд осуществляется вышестоящим судом.

6. Часть 3 ст. 35 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» закрепляет дополнительный случай изменения подсудности. В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах. Аналогичную норму содержит и ч. 2 ст. 16 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

Во втором и третьем случае дело может быть передано в другой суд только по инициативе сторон.

Передача дела по подсудности оформляется мотивированным определением суда. Это определение может быть обжаловано. Суд, в который было передано дело, обязан рассмотреть и разрешить дело по существу. Споры о подсудности между судами не допускаются.

Оглавление

Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого Подсудность в гражданском процессе схема которого

Похожие статьи:




Как сделать тонкую косичку толстой




Деревянный дом мансарда своими руками




Кукольный домик своими руками фото и идеи




Как сделать прикольные рваные джинсы




Светильники на светодиодах своими руками фото и схемы